АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР /учитель - логопед Сапина М.А./.

01.02.2018 11:28

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.  Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

 

Педагог помогает формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения.

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем  дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни.

Я работаю в группе для детей с общим недоразвитием речи. Данной категории детей характерно то, что недостатки в звуковой стороны и несформированность лексико-грамматического строя речи с наибольшей отчетливостью проявляется в монологической речи, при работе с литературным произведением. Дети ошибаются в логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, при пересказе обычно ограничиваются лишь перечислением отдельных предметов. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако отстают, в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

  1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

·         выделять основные составляющие,

·         устанавливать причинно-следственные связи,

·         видеть результат.

  1. Учить детей анализировать литературные произведения:

·         выделять и называть героев сказки,

·         определять свойства их характера,

·         определять цель героя сказки, его действия,

·         определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

·         давать совет литературному герою.

  1. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

 

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

·         текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее),

·         по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

·         во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер),

·         занятие должно быть эмоционально насыщенным.

 

С детьми проводится предварительная работа:

·         выразительное прочтение детям литературного произведения,

·         обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

·        моделирование проблемной ситуации.

 

В группе для детей с ОНР важное место отводится взаимодействию логопеда и воспитателя. Интегрированные занятии предполагают, что анализ литературного произведения можно и нужно проводить  при активном участии воспитателя.

 

При работе над художественным текстом я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные: такие как внедрение экспериментальной деятельности. Это способствует более глубокому погружению в суть произведения, позволяет взглянуть, несколько по иному, на привычные вещи, творчески раскрыть характеры и поступки героев.

Как один из примеров можно взять сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Почему я беру для анализа сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино»? Сказка авторская, но ей присущи и некоторые характеристики народного творчества. Так все персонажи описаны четко и ясно. С первого же упоминания нам понятно, хороший герой или нет. Проказник Буратино, который на первый взгляд – невоспитанная и неотесанная деревяшка, оказывается смелым и справедливым мальчиком. Он подается нам в соединении позитивного и отрицательного, как бы напоминая, что все люди несовершенны. Мы любим его не только за безграничное везение – Толстой сумел показать, что всем свойственно ошибаться, совершать несуразные глупости и норовить ускользнуть от обязанностей. Ничто человеческое не чуждо героям сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

Дети очень эмоционально откликаются при работе с данным литературным произведением, сопереживают героям, дают оценку поступкам и советы – как можно было бы поступить в той или иной ситуации. Итог таких занятий – самостоятельно поставленные детские спектакли в «Театре папы Карло»!