ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОКАЗА ИГР, ЗАДАНИЙ /воспитатель Мурашева С.И./

08.12.2016 16:25

«Игры и творческие задания для развития связной речи с использованием показа игр, заданий».

 

Актуальность:

  1. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им знаний в системе дошкольного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе.
  2. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.
  3. Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
  4. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

 

4.К.Д.Ушинский писал, что «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».  Чтобы справиться со всеми проблемами, мы проводим в старшем дошкольном возрасте игры и даём творческие задания.

5. Игры и творческие задания, направленные на развитие речи детей.

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

В первом и втором ряду по 5 картинок:

удочка цветок ключ топор ручка

ваза дрова замок рыба тетрадь

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.)

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» можно подобрать слово «машина», потому что колесо – часть машины.

белка – дупло, медведь - ?

магазин – продавец, больница - ?

день – обед, вечер - ?

охотник – ружье, рыбак - ?

слово – буква, дом - ?

лес – деревья, поле - ?

палец – кольцо, ухо - ?

море – капля, толпа - ?

цветок – бутон, листок - ?

колесо – круг, ковер - ?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

картофель, морковь, огурец.

К сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

слабый мороз -

Игра «Зайка».

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным 

словам.

-Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково?

(Зайчонок, зайчик, заинька.)

Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?

(Потерялся, заблудился, лапку уколол.)

Скажите, какой сейчас зайчик?

(Грустный, печальный, огорченный.)

Закончите предложения. Если зайчик потерялся.

(мы поможем ему найти свой дом).

Если зайчик уколол лапку, мы.

(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Составление рассказа по картинкам.

Перед ребенком в беспорядке раскладывают 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Воспитатель предлагает детям мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это рисунок или схема, имеющая определенный ситуационный смысл или информацию. Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений. 

Игра «Заколдованные животные». В этом задании ребенку нужно изменив одну букву, превратив слово в название животного. Картинки вокруг являются подсказками. «злой волшебник заколдовал названия животных, превратив их в обычные слова. Постарайтесь их расколдовать. Для этого вам нужно изменить только одну букву в каждом слове.

Задания посложнее.

Пример: МЯЧ превратим в ГОЛ

1. МЯЧ

2. МЕЧ

3. МЕЛ

4. МОЛ

5. ГОЛ

 

Игры, игровые упражнения, творческие задания дают педагогу возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Самое важное надо помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для разговоров дома.