КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКОГО САДА № 45 "МЕЧТА"

13.05.2015 00:07

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

          Возраст контингент воспитанников МДОУ от 2-7 лет.  

Возрастные особенности детей 3-го года жизни.

             На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, зрительные и слуховые ориентировки, начальные формы произвольного поведения, появляется изобразительная деятельность. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

         Ранний возраст завершается кризисом 3 лет. Дети осознают себя как отдельных людей, отличающихся от взрослых. Формируется образ Я. 

Возрастные особенности детей 4-го года жизни.

           Дети постепенно выходят за пределы семейного круга. Их общение становится внеситуативным. Ведущим видом деятельности становится игра, основным содержанием которых являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжает развиваться изобразительная деятельность, которая зависит от представлений детей о предмете. Под руководством взрослого детей способны вылепить простые предметы, выполнить простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена взведением несложных построек по образцу и по замыслу. Развивается перцептивная деятельность, память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, воображение.   

В результате целенаправленного воздействия дети могут усвоить относительно большое количество норм и правил, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в простых ситуациях. Начинает развиваться самооценка, которая в значительной мере ориентируется на оценку взрослых (воспитателей и родителей).

Продолжается развитие половой идентификации, что проявляется в выборе игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей 5-го года жизни.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных ролей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Рисунки становятся предметными и детализированными.

Усложняется конструирование. Появляются постройки по замыслу, их планирование.

Двигательная сфера детей характеризуется позитивными изменениями крупной и мелкой моторики.

К концу среднего возраста становится более развитым восприятие. Совершенствуется ориентация в пространстве.

У детей возрастает объем памяти (до 7-8 названий предметов), начинает складываться  произвольное запоминание.

Развивается образное мышление, воображение.

Увеличивается устойчивость внимания (дети могут сосредоточиться в течение 15-20 минут).

Речь становится предметом активности детей. Улучшается произношение звуков и дикция. Появляется словотворчество на основе грамматических правил.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого (выходит за пределы конкретной ситуации). Ведущим становится познавательный мотив.

Возрастные особенности детей 6-го года жизни.

На 6 году жизни происходит дальней шее развитие игровой деятельности. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Игровое взаимодействие сопровождается речью.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер.

Конструктивная деятельность может осуществляться по замыслу, по условиям, на основе схемы.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины.

Развивается образное мышление, продолжают совершенствоваться обобщения.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять  достаточно оригинальные и последовательные истории.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключение внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Совершенствуется речь, в числе и ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная  речь.

Возрастные особенности детей 7-го года жизни.

В сюжетно-ролевых  играх дети продолжают осваивать сложные взаимодействия людей.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Конструктивная деятельность осуществляется по замыслу, по условиям, на основе схемы из разных материалов.

У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, воображение.

Внимание в значительной степени становится произвольным., что позволяет сосредоточиться на определенной деятельности до 30 минут.

Продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.

К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет им в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности детей с ОНР.

В ДОУ функционирует 2 группы для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи II и III уровня.

II уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. У них отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.

Более высокий, III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых (родителей и воспитателей). Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным  и ограничено знакомыми ситуациями.

Используемые Примерные программы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-  3-е издание исправленное и дополненное. – М., Мозаика – Синтез, 2014г

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Привлечение родителей к деятельности ДОУ включает 3 этапа:

·       Актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

·       Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ;

·       Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ;

Формы взаимодействия с родителями в МДОУ

Коллективные

Подгрупповые

Индивидуальные

Наглядные

групповое 

собрание

беседа

беседа

уголок для 

родителей

день открытых дверей

консультация воспитателей, специалистов

консультация воспитателей, специалистов

тематическая 

выставка

анкетирование

памятка

памятка

выставка 

детских работ

памятка

помощь родителей в подготовке к празднику (заучивание стихов, песен, подготовка костюмов и т.д.)

поручение 

родителям

тематические ширмы-складки

самопрезентация ДОУ, сотрудников

разработка с родителями маршрута выходного дня (куда пойти с ребенком)

ситуативные беседы по вопросам воспитания

сайт ДОУ

семейный конкурс

семейная акция (пример: изготовление кормушек для птиц, высадка рассады на клумбах и т.д.)

ролевое участие родителей в празднике

издание семейных газет, журналов,

открытый показ НОД

семинар-практикум

игровое взаимодействие родителей и детей 

семейный вернисаж (пример: «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»)

вечер вопросов 

и ответов

 

почтовый ящик для вопросов и пожеланий родителей

 

семинар-практикум

 

 

 

родительский клуб          

 

 

 

защита семейных проектов

 

 

 

устный  педагогический журнал

 

 

 

игра с педагогическим

содержанием

 

 

 

групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных

 

 

 

семинар-практикум

 

 

 

Взаимодействие с родителями детей с общим недоразвитием имеет свою специфику.

Она проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

§  обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

§  создание рабочих групп по интересам.

§  подбор упражнений для развития мелкой моторики, для выработки правильной воздушной струи.

Для решения этих задач работа начинается с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, осуществляется анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выявляется уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, вырабатывается тактика общения с каждым родителем.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

§  разработка и апробирование системы методических мероприятий для

§  родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

§  закрепление в игровой форме полученных во время занятий с учителем-логопедом знаний, речевых умений детей в повседневной жизни.

Для решения этих задач используем:

§  сбор и изучение информации

§  создание информационно-методического стенда «Советы логопеда»

§  проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, праздника красивой и выразительной речи.

§  подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

§  Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

§  анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей

§  трансляция опыта работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов города и области.

Для решения данных задач используются результаты обследования уровня речевого развития детей специалистами городской ПМПК, СМИ в том числе и электронные.