«Преемственность в работе по математике между возрастными группами» /Кудрявцева Л.И./

22.03.2017 21:11
 
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования. Знания, полученные детьми в детском саду. Служат фундаментом для дальнейшего развития и воспитания. Педагоги нашего учреждения работают в тесной взаимосвязи друг с другом и всегда учитывают принципы основоположников русской педагогики. Рассматривая процесс усвоения знаний, К. Д. Ушинский считал, что усвоение должно проходить на основе постепенности, последовательности и преемственности. Процесс усвоения знаний он представлял как процесс установления связи между вновь приобретенными и старыми знаниями, между которыми имеются внутренние связи, совершенно независимо от того, на каком предмете и когда они были приобретены. «Идя все дальше и дальше, не должны оставить бесполезным позади себя то, что уже приобрели». В дидактике всегда придавалось большое значение олоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, но в недостаточной степени учитывалось развитие старых знаний под влиянием новых. Когда при прохождении нового материала привлекаются старые знания, то они оживляются, становятся более мобильными и более совершенными, а новый материал, включаясь в уже сформировавшуюся систему знаний, лучше усваивается. Знания видоизменяются, совершенствуются, когда применяются в новых условиях. Как отмечает Б. Г. Ананьев: «Имеется двухсторонняя зависимость друг от друга новых знаний и старого опыта, которая проявляется в процессе систематизации». В педагогике преемственность рассматривается как общедидактический принцип и как проявление принципа систематичности и последовательности. При этом отмечается двусторонний характер преемственности новых знаний и старого опыта, который проявляется в опоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, в развитии старых знаний под влиянием новых, в осмыслении пройденного на новом материале. В дидактике и методике преподавания математики отмечена особая роль повторения в осуществлении двусторонних преемственных связей нового и старого материала. Как известно, повторение материала предполагает мыслительные процессы: актуализацию, систематизацию обобщение. Поэтому организация повторения учебного материала с целью его актуализации, обобщения и систематизации, на мой взгляд, может быть одним из ведущих путей осуществления преемственности в обучении математике. 
Преемственность в нашем дошкольном учреждении осуществляется воспитателями во всех образовательных областях. Что касается области познания, и в частности, развития математических представлений преемственность осуществляется по следующим направлениям: 
 
 преемственность основного документа (программы) 
 преемственность содержания методических пособий 
 преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей 
 преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  
Я хочу проиллюстрировать вопросы преемственности на примере знакомства детей с геометрическими фигурами. Методика проведения ОД по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе, средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. 
Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что )г квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом.  
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности: 
а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы; 
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать^ (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру; 
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют
ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, Е шар катится. Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур; 
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»); 
д) использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.)  
Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, -из—6 - прямоугольник, из 3- треугольник. Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие. Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д.  
В средней группе дети знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, кругом, объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. В старшей группе эти знания закрепляются и углубляются. Дети продолжают знакомиться с овалом и отличать его от круга. 
В старшей группе у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник - это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла). 
Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления ее с другими, выделения существенных признаков данной фигуры. Дети должны уметь объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник. Знать, почему они называются четырехугольниками. 
На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых форм, выделять и описывать некоторые их свойства.  
Воспитатель учит ребят использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа окружающей действительности, Еидеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Например: мячик, арбуз - шар, стена, пол, потолок - прямоугольник и т.д. методика проведения занятий с детьми по закреплению плоскостных и объемных геометрических фигур та же, что и в средней группе. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий. 
В этой группе закрепляются умения детей выкладывать разные фигуры из палочек. Предлагается примерный перечень занимательных задач: 
1. Сложить 2 квадрата из 7 палочек. 
2. Сложить 3 треугольника из 7 палочек. 
3. Сложить прямоугольник из 6 палочек. 
4. Из 5 палочек сложить 2 разных треугольника 5. Из 6 палочек сложить домик, затем в доме 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок. 
6. Можно ли из 2 палочек сложить на столе квадрат? 
7. Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один   четырехугольник? 
 
Эти упражнения даются для развития сообразительности, памяти, мышления детей.  
 преемственность содержания методических поссбий  преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей  преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  Таким образом, в нашем дошкольном учреждении осуществляется тесная взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса и в частности воспитателей, которые организуют познавательную деятельность в области познание. Это даёт хорошие результаты и служит прочной основой для подготовки детей к обучению в школе.Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №45 
 
Выступление на педагогическом совете по теме: «Преемственность в работе по математике между возрастными группами». 
Воспитатель: Кудрявцева Л.И.
Выступление на педагогическом совете 
 
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования. Знания, полученные детьми в детском саду. Служат фундаментом для дальнейшего развития и воспитания. Педагоги нашего учреждения работают в тесной взаимосвязи друг с другом и всегда учитывают принципы основоположников русской педагогики. Рассматривая процесс усвоения знаний, К. Д. Ушинский считал, что усвоение должно проходить на основе постепенности, последовательности и преемственности. Процесс усвоения знаний он представлял как процесс установления связи между вновь приобретенными и старыми знаниями, между которыми имеются внутренние связи, совершенно независимо от того, на каком предмете и когда они были приобретены. «Идя все дальше и дальше, не должны оставить бесполезным позади себя то, что уже приобрели». В дидактике всегда придавалось большое значение олоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, но в недостаточной степени учитывалось развитие старых знаний под влиянием новых. Когда при прохождении нового материала привлекаются старые знания, то они оживляются, становятся более мобильными и более совершенными, а новый материал, включаясь в уже сформировавшуюся систему знаний, лучше усваивается. Знания видоизменяются, совершенствуются, когда применяются в новых условиях. Как отмечает Б. Г. Ананьев: «Имеется двухсторонняя зависимость друг от друга новых знаний и старого опыта, которая проявляется в процессе систематизации». В педагогике преемственность рассматривается как общедидактический принцип и как проявление принципа систематичности и последовательности. При этом отмечается двусторонний характер преемственности новых знаний и старого опыта, который проявляется в опоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, в развитии старых знаний под влиянием новых, в осмыслении пройденного на новом материале. В дидактике и методике преподавания математики отмечена особая роль повторения в осуществлении двусторонних преемственных связей нового и старого материала. Как известно, повторение материала предполагает мыслительные процессы: актуализацию, систематизацию обобщение. Поэтому организация повторения учебного материала с целью его актуализации, обобщения и систематизации, на мой взгляд, может быть одним из ведущих путей осуществления преемственности в обучении математике. 
Преемственность в нашем дошкольном учреждении осуществляется воспитателями во всех образовательных областях. Что касается области познания, и в частности, развития математических представлений преемственность осуществляется по следующим направлениям: 
 преемственность основного документа (программы)  преемственность содержания методических пособий  преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей  преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  Я хочу проиллюстрировать вопросы преемственности на примере знакомства детей с геометрическими фигурами. Методика проведения ОД по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе, средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. 
Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что )г квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом.  
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности: 
а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы; 
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать^ (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру; 
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному 
ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, Е шар катится. Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур; 
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»); 
д) использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.)  
Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, -из—6 - прямоугольник, из 3- треугольник. Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие. Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д.  
В средней группе дети знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, кругом, объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. В старшей группе эти знания закрепляются и углубляются. Дети продолжают знакомиться с овалом и отличать его от круга. 
В старшей группе у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник - это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла). 
Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления ее с другими, выделения существенных признаков данной фигуры. Дети должны уметь объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник. Знать, почему они называются четырехугольниками. 
На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых форм, выделять и описывать некоторые их свойства.  
Воспитатель учит ребят использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа окружающей действительности, Еидеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Например: мячик, арбуз - шар, стена, пол, потолок - прямоугольник и т.д. методика проведения занятий с детьми по закреплению плоскостных и объемных геометрических фигур та же, что и в средней группе. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий. 
В этой группе закрепляются умения детей выкладывать разные фигуры из палочек. Предлагается примерный перечень занимательных задач: 
1. Сложить 2 квадрата из 7 палочек. 
2. Сложить 3 треугольника из 7 палочек. 
3. Сложить прямоугольник из 6 палочек. 
4. Из 5 палочек сложить 2 разных треугольника 5. Из 6 палочек сложить домик, затем в доме 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок. 
6. Можно ли из 2 палочек сложить на столе квадрат? 
7. Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один   четырехугольник? 
 
Эти упражнения даются для развития сообразительности, памяти, мышления детей.  
 преемственность содержания методических поссбий  преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей  преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  Таким образом, в нашем дошкольном учреждении осуществляется тесная взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса и в частности воспитателей, которые организуют познавательную деятельность в области познание. Это даёт хорошие результаты и служит прочной основой для подготовки детей к обучению в школе.Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №45 
 
Выступление на педагогическом совете по теме: «Преемственность в работе по математике между возрастными группами». 
Воспитатель: Кудрявцева Л.И.
Выступление на педагогическом совете 
 
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования. Знания, полученные детьми в детском саду. Служат фундаментом для дальнейшего развития и воспитания. Педагоги нашего учреждения работают в тесной взаимосвязи друг с другом и всегда учитывают принципы основоположников русской педагогики. Рассматривая процесс усвоения знаний, К. Д. Ушинский считал, что усвоение должно проходить на основе постепенности, последовательности и преемственности. Процесс усвоения знаний он представлял как процесс установления связи между вновь приобретенными и старыми знаниями, между которыми имеются внутренние связи, совершенно независимо от того, на каком предмете и когда они были приобретены. «Идя все дальше и дальше, не должны оставить бесполезным позади себя то, что уже приобрели». В дидактике всегда придавалось большое значение олоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, но в недостаточной степени учитывалось развитие старых знаний под влиянием новых. Когда при прохождении нового материала привлекаются старые знания, то они оживляются, становятся более мобильными и более совершенными, а новый материал, включаясь в уже сформировавшуюся систему знаний, лучше усваивается. Знания видоизменяются, совершенствуются, когда применяются в новых условиях. Как отмечает Б. Г. Ананьев: «Имеется двухсторонняя зависимость друг от друга новых знаний и старого опыта, которая проявляется в процессе систематизации». В педагогике преемственность рассматривается как общедидактический принцип и как проявление принципа систематичности и последовательности. При этом отмечается двусторонний характер преемственности новых знаний и старого опыта, который проявляется в опоре нового материала на старые знания, на систему сложившихся связей, в развитии старых знаний под влиянием новых, в осмыслении пройденного на новом материале. В дидактике и методике преподавания математики отмечена особая роль повторения в осуществлении двусторонних преемственных связей нового и старого материала. Как известно, повторение материала предполагает мыслительные процессы: актуализацию, систематизацию обобщение. Поэтому организация повторения учебного материала с целью его актуализации, обобщения и систематизации, на мой взгляд, может быть одним из ведущих путей осуществления преемственности в обучении математике. 
Преемственность в нашем дошкольном учреждении осуществляется воспитателями во всех образовательных областях. Что касается области познания, и в частности, развития математических представлений преемственность осуществляется по следующим направлениям: 
 преемственность основного документа (программы)  преемственность содержания методических пособий  преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей  преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  Я хочу проиллюстрировать вопросы преемственности на примере знакомства детей с геометрическими фигурами. Методика проведения ОД по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе, средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. 
Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что )г квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом.  
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности: 
а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы; 
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать^ (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру; 
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному 
ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, Е шар катится. Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур; 
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»); 
д) использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.)  
Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, -из—6 - прямоугольник, из 3- треугольник. Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие. Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д.  
В средней группе дети знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, кругом, объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. В старшей группе эти знания закрепляются и углубляются. Дети продолжают знакомиться с овалом и отличать его от круга. 
В старшей группе у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник - это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла). 
Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления ее с другими, выделения существенных признаков данной фигуры. Дети должны уметь объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник. Знать, почему они называются четырехугольниками. 
На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых форм, выделять и описывать некоторые их свойства.  
Воспитатель учит ребят использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа окружающей действительности, Еидеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Например: мячик, арбуз - шар, стена, пол, потолок - прямоугольник и т.д. методика проведения занятий с детьми по закреплению плоскостных и объемных геометрических фигур та же, что и в средней группе. Большое внимание этой работе уделяют вне занятий. 
В этой группе закрепляются умения детей выкладывать разные фигуры из палочек. Предлагается примерный перечень занимательных задач: 
1. Сложить 2 квадрата из 7 палочек. 
2. Сложить 3 треугольника из 7 палочек. 
3. Сложить прямоугольник из 6 палочек. 
4. Из 5 палочек сложить 2 разных треугольника 5. Из 6 палочек сложить домик, затем в доме 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок. 
6. Можно ли из 2 палочек сложить на столе квадрат? 
7. Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один   четырехугольник? 
 
Эти упражнения даются для развития сообразительности, памяти, мышления детей.  
 преемственность содержания методических поссбий  преемственность в проведении НОД, в методике работы, способах организации детей  преемственность непосредственно в работе воспитателей (взаимопосещения, открытые просмотры, выступления на педсоветах).  Таким образом, в нашем дошкольном учреждении осуществляется тесная взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса и в частности воспитателей, которые организуют познавательную деятельность в области познание. Это даёт хорошие результаты и служит прочной основой для подготовки детей к обучению в школе.