РОЛЬ ДУХОВНО _ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ /воспитатель Мурашева С.И./

08.02.2018 16:32

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно-нравственных   и социокультурных ценностей   и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В нашем  детском саду есть педагоги, которые прошли обучение по программе духовно – нравственного  воспитания в детском саду  Л.Л.Шевченко «Добрый мир». Для ознакомления детей в группе оформляются патриотические уголки, создан информационный стенд для родителей, в котором размещена информация духовно-нравственного содержания. В детском саду используются формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;
  • знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, Покровская ярмарка).
  • тематические выставки детского творчества;
  • знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма;
  • посещение храмов (родителями) с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
  • экскурсии в природу и знакомство с красотой Божьего мира;
  • театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

    Список рекомендуемой литературы: 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
  2.  Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  3. Л.Л.Шевченко. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2014. 70с.