РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

06.10.2016 11:21

        Появившись на свет, ребенок широко открытыми глазами смотрит на окружающий его мир вещей и людей. Этот неизвестный, загадочный мир вызывает стремление познать, почувствовать, научиться жить в нем. Пытливое отношение к действительности и познание ее происходит как путем проб и ошибок, так и с помощью окружающих его людей, вначале в тесном взаимодействии с взрослыми, а затем и со сверстниками.

        Именно мы, взрослые: родители и педагоги, помогаем ребенку осваивать окружающее. Мы формируем у него представление о людях и их поступках; правилах - что можно, а что нельзя, что одобряется окружающими, а что порицается.

        Пока ребенок маленький, мы ведем его по миру, но постепенно у ребенка обостряются проблемы, связанные с умением самостоятельно принимать решения как действовать.

        В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

        Взрослые люди, адаптируясь, стали более осмотрительными, осторожными, бдительными. Самыми уязвимыми остаются маленькие дети: ежедневно на них обрушивается шквал негатива средств массовой информации, они нередко становятся жертвами пожаров, дорожно-транспортных происшествий, бытовых травм, отравлений.

        Лишь,  немногие дети способны спасти свою жизнь и жизнь близких в экстремальных ситуациях. Но в большинстве своем наши дети остаются неподготовленными к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

        Формирование представлений об окружающем мире, накапливание практического опыта, будь это умение набрать нужный номер телефона или умение правильно, в положенном месте перейти улицу, все это у каждого ребенка происходит строго индивидуально. Многое определяется возрастом, полом, но на первое место все же ставится окружение в семье.

        Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Да, именно мы, папы и мамы, дедушки и бабушки, мы -первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - наш дом -оказывает огромное влияние на то, как он будет поступать в тех или иных ситуациях, сумеет ли прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде. Да и что греха таить, ведь чаще всего ребенок получает травму именно дома: отравился таблетками, порезался ножом, получил ожог, и т.д.  Нашим детям присуща подвижность, непоседливость, любознательность. Они взбираются на предметы мебели, зажигают спички, сами включают электроприборы. И иногда эти эксперименты заканчиваются травмой. Не секрет, что самое страшное - пожар часто случается по вине родителей. Дети, словно мотыльки, бессознательно тянутся к огню, который так просто и легко вызвать с помощью спичек. А их они видят ежедневно, ежечасно в руках взрослых. Растет в семье мальчишка. Восхищаясь его бойкостью, сообразительностью, родители сами порой потворствуют забавам со спичками. «А ну-ка, сынок, принеси мне спички», - говорит отец. Мальчик - идет на кухню и возвращается с коробком спичек. «А теперь зажги». И ребенок послушно выполняет волю отца. Взрослые довольны, смеются над забавным мальчишкой. Они забывают о том, что ребенок уже способен наблюдать и делать свои выводы.

        А бывает и так. Оставшись без присмотра, ребенок может и утюг включить, чтобы погладить кукле платье, и плиту, чтобы приготовить ей обед. Подобная самостоятельность оборачивается нередко бедой.

        В современной квартире ребенка подстерегает множество опасностей: колющие и режущие предметы, химикаты, лекарства, электроприборы. Естественно, что создать для ребенка полностью безопасную среду невозможно. Но ведь научились же мы, взрослые, убирать от них лекарства, ножи, иголки, научились объяснять нашим малышам, почему нельзя играть опасными предметами. Так ли уж трудно выработать привычку прятать от них спички, в особенности, когда они остаются одни. А заодно выключать электроприборы.

        У детей отсутствует  защитная психологическая реакция на  пожарную опасность. Большинство из них не знают, что надо делать, как себя вести во время пожара. Как правило, дети прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат вместо того, чтобы бежать из горящей квартиры. А ведь, сколько подходящих ситуаций представляется родителям в повседневной жизни, когда можно поговорить со своим ребенком, рассказать сыну или дочери о силе огня, о тех бедах, которые он может натворить. Мало уговаривать ребенка не шалить с огнем, но и необходимо показать наглядно, насколько опасно может быть безобидная шалость со спичкой.  В современном мире существует много возможностей проследить детям вместе с родителями случающиеся беды. Не бояться пускать в ход самые эффективные средства воздействия, например, кино, телевидение и печатные издания, которые производят достаточно сильное впечатление. Пусть уж лучше дети переживут беду в воображении и запомнят основные правила поведения в опасной ситуации.

        Специалисты по детской безопасности во многом по-разному ведут свою работу и могут расходиться в каких-то деталях. Однако большинство сходятся в одном - насколько важен для ребенка авторитет семьи, те понятия и правила, которые были усвоены от мамы и папы.

        И самое главное: как бы хорошо ни работали педагоги, полиция и общество в целом, этого мало. Основными воспитателями у детей остаются  родители.