ВЕЖЛИВОСТЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ /воспитатель Шеховцова Н.Ю./

15.03.2018 19:28

«Вежливость и культура общения»

Цель: Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливого общения и культурой речи детьми.

 Задачи:

1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

2.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

 3.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

Ход собрания.

 Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и обычно не придаем им должного значения. Ну а на какую тему мы сегодня будем с вами разговаривать, вы попробуете угадать сами

. Включается видео с ответами детей на вопросы: o

Дети, какие вежливые слова вы знаете?

 А как вы думаете, кого называют вежливым человеком?

 А себя вы считаете вежливым, почему?

 Вежливы ли в обращении с вами взрослые?

 Почему?

Педагог: Итак, уважаемые родители, я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать? (Ответы родителей)

Педагог: Мы поговорим о вежливости, о культуре поведения, культуре общения. Многих родителей удивляет поведение их детей в подростковом возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью. Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Ребенок как губка – впитывает все что видит и слышит дома. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдѐт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдѐм ответы на многие вопросы

.Педагог: А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам подумать и ответить на несколько вопросов. (Вопросы выводятся на интерактивную доску).

1.     Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?

 Педагог: А теперь послушайте, какие же основные правила культурного поведения должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

1.      Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

2.     Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

3.     Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

4.      У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

 Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке.

Правило:

1.            «Каждой вещи – своѐ место»

2.            Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?

3.            Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и хороших манер?

Педагог: Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребѐнка. И именно с вас, в первую очередь, он берѐт пример во всѐм.

 4. С чего начинать воспитание культуры? Педагог: Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по - особому, приветливо, с улыбкой?Только примером. Бывает мама идет с ребенком по улице, встретила знакомую: «Здравствуйте Алла Николаевна». А только прошли мимо, начинает ворчать и ругать эту самую Аллу Николаевну. А ребенок рядом стоит и слушает и не понимает, как же так, только что хвалила и тут же ругает. И воспринимает это как норму поведения. Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребѐнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям. Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Но все же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин: - ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», значит проблема дома, его так воспитывают, по первому требованию его капризы исполняются; - ребенок совершенно не уважает взрослого, ему не интересно, что говорит взрослый: проблема частично в самом взрослом (не заслужил уважения), а частично опять же исходит из дома (ребенок слышит неуважительные разговоры своих родителей об этом взрослом). Вопрос родителям: «Что делать, если ребѐнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? Как вы поступите? (Ответы родителей). - Для начала нужно разобраться, откуда он «набрался» этих слов. Сам он их не придумал, значит, где - то услышал. Где? - Не всегда надо заострять внимание, если ребѐнок маленький, он быстро забудет. - Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят. - Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок). Часто взрослые являются источником заражения ребѐнка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь, ведь ребенок копирует родителей полностью. Очень трудно объяснять ребенку, что так говорить нельзя, когда он возражает: «А так моя мама говорит». Есть несколько правил для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер: - Чтение книг с ярким примером хороших манер; Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения. Выучите наизусть с ребѐнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!».Прочитайте: «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, русскую народную сказку «Лиса и журавль», «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлѐвой, «Весѐлый этикет» и так далее. «Уроки вежливости» А. Усачѐва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака, «Вежливый ослик» И. Пивоварова, «Волшебное слово» В. Осеевой и другие. - Общение с авторитетными для ребенка людьми; - Постоянство и настойчивость в обучении; - Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье; Следите за своим поведением, своей речью в присутствии ребенка. Следите за тем, какие фильмы он смотрит вместе с вами. Это очень важно, потому что модель поведения в семье, ребенок воспринимает как норму и в своей жизни будет строить такую же семью. Если в семье принято выпивать, ругаться, драться, то можно быть уверенным, что и став взрослым и создав свою семью, ребенок будет поступать так же. Если в семье царит мир и покой, то к этому эталону будет стремиться ребенок в будущем. Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг: «Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребѐнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации. - Влияние общества, круг общения; Очень много значит для развития ребенка, то общество, с которым он общается. Старайтесь отгородить его, особенно в раннем детстве, когда свое мнение у ребенка не сформировано, от негативных людей. И чаще объясняйте ему, что такое поведение не правильно и приносит вред и себе и окружающим. - Чаще хвалите малыша. Похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Похвала должна быть искренней и доброй, и главное заслуженной. Конкурс «Кто дольше может похвалить ребѐнка за проявление вежливости?» (передаѐтся игрушка по кругу)Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребѐнка, и вы увидите, насколько быстрее ребѐнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребѐнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены. Чтобы ребѐнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными! 1. Игра «Учим волшебные слова» Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребѐнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребѐнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться. 2. Игра «Эхо» Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребѐнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребѐнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребѐнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребѐнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребѐнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счѐт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребѐнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее. 3. Игра «Игровые ситуации» Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определѐнную жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идѐм в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста. 4.Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали» К Соне гости прибежали, (Бежим пальчиками по столу или по полу.) Все друг другу руки жали. Здравствуй, Ира, (Соединяем большой и указательные пальцы.) Здравствуй, Жанна, (Соединяем большой и средний пальцы.) Рад всем Петя (Соединяем большой и безымянный пальцы.) И Снежана! (Соединяем большой палец и мизинец.) Не хотите ль пирожок? (Ладошки складываем вместе.) Может, коржик (Показываем две открытые ладошки.) Иль рожок? (Кулачки ставим друг на дружку.) Вот драже вам на дорожку (Пальцем тычем в открытую ладошку.) Вы берите понемножку. (Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребѐнок выполняет данное правило, то вы кладѐте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жѐлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета. o Ребѐнок умеет мыть руки, причѐм моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развѐрнутым полотенцем. o Аккуратно складывает одежду. o Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно. o Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь. o Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. o Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.o Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется. o При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания». o Не бросает на улице, в помещении бумажки, обѐртки и т.д. o Не говорит матерных слов. Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения. Острое блюдо o Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание). o В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырѐх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных). o Как нужно принимать подарки? (Завѐрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принѐс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок). В заключение хочется оставить всем родителям памятку «Секреты воспитания вежливого ребенка» (раздать памятки каждому). Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка». Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители: 1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям. 2.Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания. 3.Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка. 4.Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка. 5.Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано». 6.Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».7.Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю. Хочется сказать всем большое спасибо за участие в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Желаем света, тепла, уюта и добра вашему дому. Позвольте закончить наше собрание стихотворением Ольги Высотской: Берегите друг друга. Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте И в свободную минуту Рядом друг с другом побудьте

Консультация педагога-психолога

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности - это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Самые важные учителя для детей - родители. Родительский дом - это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»